Таинство соборования

Таинство Соборования или Елеосвящения – одно из семи таинств Православной Церкви. Название таинства эти богослужебные обряды и чинопоследования получили благодаря тому, что были установлены Самим Христом либо Его апостолами. То есть это основание и фундамент нашего вероучения и связи с Самим Богом.

В таинствах Божественная сила, она же благодать, изливается таинственным и непостижимым для нас образом на верующего преизобильно. Столько, сколько сам верующий способен в себя вместить. Через таинства мы освящаемся и получаем необходимую духовную связь со Христом, что необходимо для освобождения нашей немощной души от греховного рабства. Проще говоря, таинства необходимы как духовное лекарство для борьбы с духовными болезнями. Сам же дух влияет и на жизнь всего тела. Таким образом, нельзя быть христианином и не приступать к таинствам, преподать которые может только Христова Церковь через священника, который исполняет это служение как и древние апостолы и все те, которых апостолы поставили и благословили на это святое дело.
Жизнь человека начинается с таинства Крещения и Миропомазания, которыми она освящается и приобретает небесный вектор. Затем человек приступает к таинству Евхаристии или Причащения Тела и Крови Христовых. Это таинство есть средоточие всей духовной жизни и вместе с таинством Покаяния как два крыла у христианина для восхождения в горний мир. Таинство Брака для тех, кто создает семью. Таинство Священства для тех, кто посвящает свою жизнь служению Богу и становится Ему соработником в деле спасения людей. Таинство Соборования же для тех, кто с верой молит Бога об исцелении. Называется соборованием оно потому, что по древнему обычаю к страждущему приходило семь священников, каждый из которых читал над ним Священное Писание, особые молитвы и помазывал члены его тела освященным елеем с вином, моля Господа о прощении грехов страждущего и его исцелении. Священники были ходатаями пред Богом за болящего, от которого требовались лишь вера, молитва и покаяние. Так было в древности. Сейчас же в большинстве случаев верующие приходят в храм сами. Немощи наши теперь в основном духовные. И помазанием освященного елея мы как бы просим освятить наши органы чувств и наши мысли, и все тело для богоугодной жизни. Еще есть распространенная вера в то, что таинство Соборования очищает от забытых и нераскаянных грехов. И само таинство в наше время проводится почти всегда одним священником. Теперь соборность, то есть собрание, не священников, а верующих, которые присутствуют на самом чинопоследовании таинства.
Пожалуй, Соборование единственное таинство, которое со временем так видоизменилось и даже потеряло свое первоначальное значение. В наше время Соборование совершается в храмах во время поста, особенно Великого. И связано оно с покаянными чувствами верующих и особо умилительным чинопоследованием, во время которого люди стоят со свечами в руках. Приходится и потерпеть, ведь масло наносится обильно на тело, да еще и целых семь раз. С храма люди выходят с легким сердцем и чувством полноценности церковной жизни, ведь на Соборование случайные люди не ходят. Вот только понимаем ли мы, что мы только что у Бога просили? Или что вообще сейчас произошло?
Как легко к самым важным вещам утратить живой интерес. К примеру, в браке, где люди живут со временем как по инерции, не проявляя реального интереса друг к другу. Или к собственным детям, когда свою заботу о них пытаются выразить деньгами и вещами. Или же на работе, где все превращается в ожидание зарплаты и отпуска. Вся жизнь может превратиться так в однообразную и скучную рутину, где уже ничто не может тронуть сердце. Настоящая же жизнь это и есть борьба за живость сердца. Без этого все теряет смысл. И мы лишь кажемся, но не живем этим на самом деле. В душе пустота и сердце глухо. Наступает смертельное безразличие. Конечно, тех, кто ходит в храм, а тем более исповедуется и причащается, это касается в меньшей степени. У них есть иммунитет от этой хвори. Но не все так просто. Просто посещая храм, исповедуясь и причащаясь еще не значит, что человек уже получил небесную прописку. Даже если он считает себя праведником и молитвенником. Вернее особенно, если он считает себя праведником и молитвенником. Апостол Павел писал, что может и чудеса совершать и быть великим почетным праведником, но если нет в нем любви, то он ничто, просто медь звенящая. Мы же любовь оставляем где-то на периферии жизни, а самым важным становится исполнение предписаний. Надо окончить школу – окончил. Надо помочь родителям – помог. Надо завести друзей – завел. Надо получить специальность – получил. Надо завести семью – завел. Надо родить детей – ладно уж, родил. Надо теперь содержать семью – куда деваться, содержишь. Надо работать – работаешь. Надо что-то для души – нашел увлечение. Мало – узнал о Боге, поверил, стал ходить в храм, даже исповедоваться и причащаться. Все пристойно, прилично, чинно, хорошо. Ты пример для подражания, уважаемый человек. Еще и на вечную жизнь надеешься. И это в самом лучшем случае. Только где в этой жизни «так надо» сам человек, его сердце? Где борьба с самим собой за возможность любить? Где искренность и живая вера? Где стремление, оставив все последовать за Христом? В лучшем случае это оживает в нас на малое время, а затем снова теряется в суете жизни. Мы так цепляемся за земное благополучие, что все остальное становится приложением. При этом помогать и заботиться о других мы не умеем. Да и не хотим. Слова Христа используются в нужном контексте и совесть успокаивается. Вот только Бог нас не оставляет и пытается достучаться до нашего черствого сердца всеми способами и средствами. Лишь бы человек пробудился от духовной спячки.
В таинстве Соборования, как и во всем, необходима живая вера и пламенная молитва человека о своем исцелении. Если есть телесный недуг – о нем, если телесного нет, то о духовном, которых у нас предостаточно. Это наши греховные страсти, что приносят нам страдания и отделяют от Бога. Это и пьянство, и блуд, и гордость, и осуждение, и зависть, и гнев, и чревоугодие, даже маловерие и боязливость. И много еще чего. Этот клубок самому никогда не распутать в своей душе, если не молить Бога о помощи. И постепенно страсти будут побеждаться силой Божественной любви. И сам человек должен учиться и стремиться любить и совершать дела любви и милосердия. Вот это истинно христианская жизнь. Здесь Господь становится средоточием всей жизни. И только тогда человек научится не замыкаться на себе, а в каждом видеть близкого. Само собой, что те, кто высоко мнит о себе, могут даже и не пытаться о чем-то просить Бога. Как сказал Христос, они уже получают свою награду здесь на земле.
Что касается прощения забытых грехов. Надо понимать, что если человек что-то забыл, значит это не особо его волнует. Если же забыл намеренно, то кого он собрался обмануть? Или если не сказал на исповеди из-за страха или ложного стыда, то это тем более грех. Тогда это и покаянием не называется. Раз человек не каялся, то какое же прощение грехов? Необходима честность и смелость и искреннее намерение исправиться для настоящего покаяния. Если этого нет, то и тысяча соборований не поможет. И не надо себя обманывать. Нет никакого «автоматического» или магического действия Божественной благодати у христиан. Отстоял обряд, сделал положенное, купил свечей и будь добр, Господь, чтобы все было у меня хорошо. И если не так, то за что мне, я же хороший. Смешно же. Такое только у язычников. Церковь Христова Богом не торгует. Только лишь дает возможность с Ним соприкоснуться. И учит, как это делать. Все остальное зависит уже от нас самих. И если каждый из нас приравняет себя к блудному сыну и с покаянием придет к Отцу, то радости нашей не будет конца во веки веков. И забудем мы все свои печали. Всякий страх уйдет и останется только любовь.

Сайт Храма Иконы Казанской Иконы божией Матери

Местная Религиозная организация Православный Приход Храма Казанской Иконы Божией Матери г. Углича Ярославской Области Переславской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

ОГРН: 1027600011614
Углич, Успенская пл., 6
Индекс: 162615