Великий пост есть особое время покаяния и молитвы. В эти дни верующие призываются поупражняться в духовной жизни, уделить время вечному, а не временному. И, в конце концов, дать Христу достучаться к запертой двери нашего сердца. Вспоминая Христовы заповеди, нельзя не вспомнить о главной – о любви к Богу и людям.
Христиане должны знать, что вся жизнь и все наши труды должны быть направлены на дела любви и обучению своей души искусству Божественной любви. Любить так, как любил Христос. Всех, не взирая на чины, статус и какие-либо наши предпочтения и заслуги перед нами. Отец Иоанн Крестьянкин говорил, что мы должны заботиться о том, чтобы нам возлюбить ближних, а о том любят ли они нас нам не должно беспокоиться. Итак, любовь есть главный смысл всего. Пост, таким образом, средство обучения любви. И поскольку у Бога все живы, мы вспоминаем молитвенно и всех усопших. Особенно своих родных и близких. Почему дни особого поминовения усопших и называются родительскими. Суббота же издревле день памяти усопших по церковному уставу. Родительские субботы приобретают в дни Великого поста особый смысл и умилительность, ведь обычного поминания на службах в будние дни не положено.
Вторая, третья и четвертая суббота Великого поста называются родительскими и совершаются с особым богослужебным чином – парастасом, что с греческого переводится как ходатайство. То есть мы ходатайствуем перед Богом о поминаемых нами людьми. Молим даровать им жизнь вечную, дать вечный покой и простить им их согрешения. Поем им вечную память, ведь пока память об усопших живет у нас в сердцах, молитва за них не прекращается. И, таким образом, через нас еще живущих усопшие имеют связь с Богом, если не сумели приобрести ее в своей земной жизни. Собственно, если внимательно слушать церковные молитвы и песнопения становится понятно, как мы должны поминать усопших. Мы выражаем надежду на прощение и спасение всех в первую очередь православных христиан, но также и всех остальных. И, конечно, особенно тех, кого мы любим, ведь любовь вечна и не знает границ.
Чтобы по-настоящему от чистого сердца помолиться за своих родных и близких, всех усопших вообще, конечно же, необходимо для этого прийти в храм, а не просто на кладбище. Необходимо вовсе забыть все предрассудки и приметы. Не надо смешивать Божьи заповеди и христианскую любовь с человеческими слабостями и суевериями. К сожалению, очень часто бывает так, что люди даже приходящие в храм хотят «отделаться» какими-то жертвами. Купить свечку, принести пожертвования на панихидный столик, написать поминальную записку или заказать более длительное поминание, которое стоит денег. И достаточно. Бездумно хаотично перекреститься при этом, не понимая к Кому обращаешься и зачем. Бывает и хуже, но не будем об этом. Мы постоянно забываем слова Христа, Который говорит: « Милости хочу, а не жертвы». Милость это проявление любви и здесь необходимо особое состояние нашего сердца, что связано с работой над собой. Жертвуем же мы обычно от своего достатка, по сути, ничем не жертвуя. Такое бездумное жертвование не только никому не поможет, но и является грехом перед Богом. Кого мы хотим обмануть своим невежеством? Уж точно не Бога. Только самих себя. Заглушить свою совесть и проявить себя «благочестивым». Или просто чтущим традиции. Но кому нужна неосознанная традиционность? Если мы не понимаем что и зачем делаем, то все теряет смысл. Так везде. Тем более в вопросах веры и в духовной жизни, что не терпит фальши и лукавства. Как жаль, что сердца людей остаются глухи, и никто не хочет и немного потрудиться для самого главного. Мы можем заботиться обо всем что угодно, но только не о вечном. Странно, что большинство хоть и не отрицает важность поминовения, и признают роль Церкви в этом, однако не утруждают себя прислушаться к голосу Церкви. Без нашего личного сердечного участия все усилия и жертвы не имеют силу. Церковь призывает творить дела милосердия в память об усопших. Молиться за них с сокрушенным сердцем в храме и дома. Поминать их добрым словом, возгревая свою любовь к ушедшим. Верить, что никто Богом не забыт, и что Божие милосердие безгранично. Самому вести истинно христианский образ жизни, научаясь добродетелям. Только так, самим приблизившись к Богу, привести к Нему и тех, кто у нас в сердце. Святые могли вместить в своем сердце всех людей и все творение. И мы обращаемся к ним с молитвой за помощью. Так и усопшие ждут помощи от нас, как и мы когда-то будем ее ожидать. Живая связь не должна прерываться, люди должны знать, что смерть не конец. Это только начало другой жизни. В которой нас всех ждет умерший за нас Христос, Спаситель мира. Почему мы так равнодушны к этому? Почему суета жизни напрочь выбивает из нас разумный подход к духовным вопросам? Кому Бог не нужен сейчас, не стоит думать, что мы способны будем кардинально перемениться потом. Забывая о близких и родных, живых и умерших, людях вокруг, забывая Бога, мы, в конце концов, забываем себя. Кому и зачем такой человек нужен? По слову Христа, соль добрая вещь, но если потеряет свою силу, ни на что уже не годна. Вон выбрасывают ее.
Церковь не пугает, а предупреждает. Предупреждает о бессмысленности жизни без Бога и любви. Дает возможность научиться настоящей жизни. Учит не забывать никогда и никого. Как жаль, что сейчас большинство склоны любить животных, но только не людей. Господь говорит нам: какою мерою мерите, такой и вам отмерено будет. Если мы считаем людей вокруг недостойными любви, то чем мы сами лучше? Если нет у нас духовных сил, покаяния, любви наконец, если все кажется испорченным и вера как волосок вот-вот лопнет – просите у Бога. Кричите к Нему из глубины сердца. Найдите Его в строках Евангелия. Стоит только снять маску судьи и корону с головы, как Христос непременно отзовётся и примет нас.