Символический смысл Всенощного бдения. Часть 1. Вечерня.

Символический смысл Всенощного бдения. Часть 1. Вечерня.

В преддверии воскресных дней, а также двунадесятых и великих праздников Русская Православная Церковь совершает богослужение, именуемое Всенощным бдением.
Всенощное бдение – это древнее богослужение, которое совершалось еще в первые века христианства. Оно состоит из двух частей: вечерни и утрени.

Песнопения и молитвословия вечерни имеют общую богословскую мысль – спасение человека в Ветхом Завете через веру в Грядущего Мессию.
Начало вечерни олицетворяет собой творение мира. Отверзаются Царские врата, священник с кадилом и диакон с зажженной свечой молча совершают каждение алтаря, которое символизирует Божественную благодать, наполнявшую Рай, и блаженное состояние первых людей.

Затем диакон со свечой выходит Царскими вратами на солею с возгласом «Востаните! Господи, благослови!», испрашивает благословение на начало службы. Священник в алтаре перед престолом произносит возглас «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков!». Хор отвечает «Аминь», что значит «истинно, да будет так». Блаженный Иероним называет его печатью молитв.
Далее следует пение 103 (предначинательного) псалма, во время которого совершается полное каждение храма, изображающее Святого Духа, который «носился над водой» при сотворении мира. В это время Царские врата открыты, что знаменует благодать, которую имели Адам и Ева до грехопадения. После каждения Царские врата закрываются, как райские двери перед прародителями, которые подверглись греху и утратили свою первозданную праведность, исказив тем образ Божий. По окончании предначинательного псалма Церковь, подобно раскаявшимся Адаму и Еве, молит Бога о прощении, произнося, в лице диакона, великую (мирную) ектению, начинающуюся призывом молиться в мирном духе, примиряясь с ближними. Хор отвечает «Господи, помилуй». Это самая простая и понятная молитва. Ее слова встречаются в 3, 6, 9, 11, 14, 25 псалмах, а также в Евангелии от Матфея и т.д. Прошения великой ектении сходны по содержанию с прошениями, которые Господь произнес на Кресте: о прощении врагов, о Своих близких на земле людях, о Себе Самом и предал Свой Дух Богу Отцу.

Следом за великой ектенией идет пение и чтение 1-ой кафизмы: «Блажен муж…», в которой изображается жизнь ветхозаветных праведников, не потерявших среди безверия упование на то, что обещал Спаситель. Этот псалом также повествует нам о Единородном Сыне Божием – Единственном, не сотворившим греха.

Затем поются стихиры на «Господи, воззвах», где ветхозаветные стихи из Псалтири чередуются со стихирами с новозаветным содержанием, что говорит о согласии Ветхого и Нового Завета. Каждение храма, совершаемое на «Господи, воззвах» – это символ времени, когда Богом через Моисея был дан закон и установлено ветхозаветное богослужение. «Господи, воззвах» – голос души, испрашивающий прощения в содеянных грехах.
После пения последней стихиры, имеющей название Богородичен или догматик, в которой раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии, совершается малый вход с кадилом. Открываются Царские Врата, и из северных боковых дверей выходят свещеносец, диакон и священник. Малый вход символизирует сошествие на землю Христа для спасения людей. Священник идет «прост», с опущенными руками, что олицетворяет образ «кенозиса», что в переводе с греческого означает уничижение Сына Божия. Предшествующий священнику свещеносец есть свет учения Христова, а диакон – символ Иоанна Крестителя.

После возгласа диакона «Премудрость, прости!», что означает «стойте прямо», призывая ко вниманию, хор поет песнопение «Свете Тихий».
«Тихий свет святой Славы Бессмертного Отца Небесного, Иисус Христос! Достигнув времени заката, видев свет вечерний, воспеваем Отца, и Сына, и Святого Духа Бога. Ты, Сын Божий, дающий жизнь, достоин во все времена быть воспеваемым голосами преподобных. Потому мир Тебя прославляет».
«Свете Тихий» повествует о пришествии Христа на землю в конце Ветхого Завета и начале Нового Завета, где Спаситель – это Источник нового благодатного света.

Далее священник входит в алтарь и целует престол – символ Воскресения, и идет на горнее место – символ Вознесения.
Затем диакон произносит стихи из псалмов, которые называются прокимном, а хор ему отвечает. Прокимен предшествует чтению паримий, что в переводе с греческого означает притча, мудрое иносказание. Паримии бывают ветхозаветные и новозаветные в зависимости от праздника, накануне которого служится Всенощное бдение.

Следом диакон произносит сугубую ектению, где хор отвечает ему троекратным «Господи, помилуй». После поется песнопение «Сподоби, Господи», и идет просительная ектения.

Если Всенощное бдение служится под большой праздник, а также под воскресение, после ектении совершается лития. Лития – это усердное моление, где священник изображает изгнанного из Рая Адама или блудного сына и встает для молитвы в притворе, как образ мытарева смирения. Во время литии освящаются пять пшеничных хлебов, вино и елей (масло) в память о чудесном насыщении Спасителем пяти тысяч людей. После литии духовенство идет к Царским вратам, как бы восходя на небо, как образ прощения.

Следом поются стихиры на стиховне и песнопение «Ныне отпущаеши», или как его еще называют «Песнь Симеона Богоприимца».
«Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Следом читается «Трисвятое по Отче наш», и поется «Богородице Дево, радуйся» – радостное приветствие архангела Гавриила и праведной Елисаветы; или тропари празднуемого события.

Далее хор поет «Буди Имя Господне…» трижды и 33 псалом, который есть плавный переход к утрене. В нем мы благодарим Бога за прошедший день и назидание, что все, ищущие Бога, получают помощь, как на земле, так и в вечности.
«Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков» – этим возгласом священник заканчивает вечерню и благословляет молящихся.