Размышления по поводу фильма «Монах и бес»

Когда мы обращаемся к высокому искусству, называемому «наше кино», всегда надеемся встретиться, пускай не с шедевром, но с чем-то проникновенным, а, самое главное, основательным. В свое время, когда советским режиссерам запрещали снимать многие вещи, а снятые фильмы клали «на полку», мы часто завидовали людям, которые имели возможность видеть на закрытых просмотрах западную классику, и, несмотря на некий негатив, восторгались свободой и талантом Бунюэля и Лелуша, Формана и Гринуэя, Висконти и Пазолини, молодых Кустурицы и Гофмана. Там была свобода, добровольно ограничиваемая беспристратным и, проще сказать, почти научным пониманием вещей как светстких, так и религиозных.

Несвобода, царившая в нашем обществе и определявшая его развитие на долгие годы, сформировала некий человеческий архетип, который жаждал до бесконечности этой свободы и всегда сидел с «кукишем в кармане» на партсобраниях, где, если покажешь его, то как следует получишь… и боялись… Когда долгожданная свобода пришла, эти же люди стали громить ненавистное им и непонимаемое искусство, которым они занимались, примерно так же как громили и разрушали церкви в 30-х годах прошлого века. В этой связи хотелось бы сказать, что декаданс, во многом определивший русскую революцию, разумеется, пустил свои побеги в нашем советском прошлом и, что вполне закономерно, расцвел в нашем настоящем. Итак, предваряя наше обращение к фильму Н. Досталя «Монах и бес» мы должны констатировать, что как бы художник ни был свободен в проявлениях своей мысли и творчества, если над ним довлеет советское прошлое, без воцерковления, без истинного отречения от форм свободы, предложенных революцией и последующими поколениями, он не может создать произведения, не вредного для Православия.

Фильм «Монах и бес», на наш взгляд, снят прекрасно. Присутствие замечательных актерских работ, высокий уровень операторского искусства и режиссерский талант могут вызывать и восхищение, и возможно трепет даже у православных христиан еще не совсем воцерковленных, ищущих смысла церковности.

Именно здесь находится основание несущественности происходящего на экране как по отношению к съемочной группе, так и к зрителям.  А ведь любой театр, в т.ч. кинематографический, одним из самых главных критериев своего права на бытие имеет понятие коэкзистенциальности, т.е. сосуществования происходящего на сцене и зрительской реакции. Без этого ни театра, ни кино быть не может.

Понабрав из агиографических источников и взятых вне контекста цитат, невозможно построить ничего нового, существенного, что бы принесло пользу как миру, и без этого секулярному,  так и церковному обществу, в основной своей массе молодому и неопытному.

Самое страшное, на наш взгляд, в фильме то, что церковный, но, тем не менее, апокрифический теологумен о том, что в принципе покаяться может даже Сатана, приобретает здесь не просто мифический оттенок, а полное утверждение и правильность. Это учение об апокатастасисе, то есть о том, что спасутся все, даже те существа, которые до творения человека отверглись Бога и пребывают в вечной тьме. Когда герой фильма, изображающий беса, предварительно побывав по собственной воле во Святом Граде, приходит в монастырь, у зрителя могут быть две противоположных по смыслу реакции: у большинства людей, — что падшие ангелы обязательно покаются, у другой части людей, — возмущение тем, что первую, большую часть зрителей подготавливают к пришествию Антихриста, а пришествие это будет плотстким, как это и описывается в Откровении святого апостола Иоанна Богослова. Невольно возникает вопрос: что это? Ошибка или намеренное введение в заблуждение простых людей, жаждущих православной истины и добровольно коверкающих свое сознание просмотром данного фильма?

С начала фильма мы видим не бесноватого человека, а в нашем понимании истинно юродивого, образ которого совершенно изменен автором сценария, ибо так редко даруемый Богом подвиг юродства никогда не был совместим с беснованием. Здесь мы должны четко разграничивать эти понятия. Если когда-то от слюны некоторых людей благодаря их смирению, и освященным благодатью святости уже при жизни и совершались исцеления и чудеса, то только не посредством влияния бесовского, но действием Святого Духа. Если блаженная Любушка или Пелагея Дивеевская нажевывали плесневелый хлеб и давали после этого есть из руки другим, а другие не брезговали и исцелялись, съедая это, то это было великой тайной. В фильме «Монах и бес» все искажено до неузнаваемости: бес, командующий человеком, говорит, что нужно помазать слюною рессору кареты, и она поедет нормально. Так быть не может и никогда не было. По святоотеческому свидетельству, дьявол ничего созидать не может, он может только разрушать и все существующее приводить в небытие, в котором он и сам находится. Он, по свидетельству св. прп. Иоанна Лествичника, находится в состоянии «вечной смерти» или в лучшем переводе с греческого языка «в состоянии призрачного бытия». Он как творение Божие не существует, а призрачен. Преподобный Серафим Саровский, говоря об этом, констатировал факт: «Они гнусны и всё».

Когда мы соприкасаемся с духовным миром, который еще прежде внешнего мира был поражен грехом богоотступничества, необходимо быть крайне осторожными и все больше и больше вчитываться в Святоотеческое Предание, стараться каждый день не потратить впустую и образовывать себя чтением древней отеческой письменности.

У нас сложилось мнение, что никто при создании этого фильма никаких усилий для постижения православной Истины не предпринимал, и просто ошибся, «выдав на-гора» полную бессмыслицу и белиберду, в очередной раз засорившую тысячи неопытных умов. Другое наше мнение более тревожно: кто-то намеренно, но все-таки топорно и безыскусно, старается исказить Православие в угоду грядущему Антихристу.

В заключение напомним, что этимология слова «искусство» в русском языке восходит к слову «искус», определявшему в древности устойчивость монахов от искушений мира сего, дьявола и собственной злой воли. Мы не совсем уверены, что создатели фильма адекватно воспринимают такую этимологию, а, стало быть, при всех своих кажущихся достоинствах, фильм «Монах и бес» далек от понятия «настоящее искусство».

Игумен Николай (Шишкин), проректор Ярославской духовной семинарии по научно-исследовательской работе, магистр богословия, благочинный Угличского округа Переславской епархии Русской Православной Церкви.

Сайт Храма Иконы Казанской Иконы божией Матери

Местная Религиозная организация Православный Приход Храма Казанской Иконы Божией Матери г. Углича Ярославской Области Переславской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

ОГРН: 1027600011614
Углич, Успенская пл., 6
Индекс: 162615