Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье это замечательный православный обычай. Потому как только Православие ввело такую богослужебную традицию. И именно накануне Великого поста. Время, когда каждый верующий призывается подумать о своей душе и поупражняться в духовной жизни. Ведь только Православие и заботится о духовном состоянии человека.

В отличии от других конфессий, избравших путь воспитания человека лишь нравственно, то есть внешнего приличия и личины благочестия. Забывая при этом борьбы с гордостью и человеческими страстями, что и есть главная причина удаления человека от Бога и всех наших страданий.
Чин прощения это часть богослужебного устава Православной Церкви. Зародился он еще у египетских монахов. Они прощались перед уходом в пустыню на весь период Великого поста. Прощались как перед смертью, ведь они могли и не вернуться обратно. Суровая пустыня погубила немало подвижников. С тех самых пор уже более полутора тысяч лет православные христиане просят прощения друг у друга в сыропустную неделю, в народе называемой также Масленицей. Но Масленица это языческая традиция, приобретшая со временем христианский характер, а вот сыропуст ( то есть «сыр отпускаю» ) уже сугубо христианское название.
Нельзя не сказать, что Прощеное воскресенье это также воспоминание Адамова изгнания из рая. Что весьма символично именно в этот день. Ведь в дни поста мы должны как бы примириться с Самим Богом, как и согрешивший праотец Адам, который всю свою долгую жизнь посвятил покаянию. Мы все грешные подобно Адаму, и подобно ему должны посвятить жизнь покаянию. Начиная с дней сугубого покаяния Великого поста. В нашей суетной жизни это как глоток свежего воздуха, чтобы пробудиться духом и задуматься о вечном. Человек должен осознать свою оторванность от истинного Блага – Господа Бога. И смиренно призвать Его в свою жизнь. Признать, что мы ничего не стоящие, злые и своенравные блудные дети, растратившие попусту богатство нашего Отца. Как в притче о блудном сыне прийти в покаянии в отчий дом и просить милости и прощения. И никогда не приписывать себе никаких заслуг. Ведь какие могут быть заслуги у ничтожества, сгустка лжи и лицемерия? Необходимо признать, что мы все такие. Хотя это и очень трудно и даже больно. Но похоронив в себе своего ветхого человека, мы с помощью Божией можем взрастить в себе человека преображенного, украшенного добродетелями, смирением и имеющего невыразимый внутренний мир, что есть настоящее счастье, которое мы так безуспешно ищем в земной жизни. Мы вечно приписываем себе различные достоинства, считая, что мы люди «неплохие» или даже «хорошие». При этом кто из нас может сказать, что именно он сделал хорошего? Относясь с любовью и уважением к родителям, своей семье и близким людям мы лишь исполняем свой долг. Не более того. Но чувство долга и ответственности ныне не в почете и не пользуются популярностью. Хотя старшее поколение еще знает, что это такое и как это важно. Печально, что немногие сумели научить этому своих детей. Тем не менее, ответственность лишь начало. Лишь входная дверь в потаенную комнату своей души. Лишь войдя в эту дверь, мы сможем взглянуть правде в глаза и увидеть себя со стороны. Однако, это знание очень неприятное. Как жить дальше, зная, что ты не достоин и половины того, что имеешь? Что не достоин любви и сам любить не умеешь? Церковь дает на эти и многие другие вопросы ответы. И не только ответы, но и инструкции к действию. При этом на примере святых мы знаем, что эти инструкции действенны. Так в чем же дело? Почему мы зная об этом не стремимся к этому? Про Прощеное воскресенье известно в той или иной мере пожалуй каждому. Так почему для большинства из нас это пустой звук? Лишь некая традиция. Или уставная формальность для тех, кому Церковь не чужая. Ответ один : нам Господь Бог не нужен, Он мешает нам комфортно существовать.
Жестокосердие главная причина того, что мы умом понимаем, но не допускаем это к сердцу. Главная же причина жестокосердия гордость. Мы вновь и вновь скрываемся от Бога подобно Каину. Вновь и вновь вздыхаем с облегчением, что мы не такие испорченные как остальные грешники подобно фарисею. Вновь и вновь предаем Христа с поцелуем и возгласом «Радуйся, равви!» подобно Иуде Искариоту. Мы боимся даже подумать, что мы не те за кого выдаем себя окружающему миру. Под личиной мнимого приличия скрывается ненависть, эгоизм и лицемерие. Христос призывает отказаться от такой жизни и избрать жизнь настоящую, основанную на вере, надежде и любви. Главным орудием которой является милосердие. Всем нам говорит Христос : «Пойдите научитесь, что значит милости хочу, а не жертвы». Только сердце милосердное способно прощать и любить. Только милосердное сердце способно сочувствовать и радоваться искренно. В милосердии сокрыт секрет любви. Сердце милующее открыто для Бога, а не способный к милости закрыл свое сердце. Только милость способна на жертвы. Только милосердие отвлекает человека от себя самого и обращает взор на окружающих. Только милосердие позволяет не осуждать и прощать. Но это вовсе не врожденная способность. Это дар Божий человеку, который нужно заслужить. Заслужить всей своей жизнью, всеми силами своей души. И как бы это не парадоксально звучало именно люди обделенные жизнью, в болезнях и печалях, в своих бедах и горестях больше способны понять других и помиловать ближнего, простить его и принять как самого себя, не взирая на его нищету, несчастья и убогость. Ведь Господь смотрит на сердце человека, с которым он перейдет в жизнь вечную. Но совсем не заботится о нашем сиюминутном комфорте, которого мы так все жаждем.
В прощении, а вернее в способности прощать, сокрыт ключ к беспечальной жизни. Простить значит отпустить обиду из сердца. Вернуть так нам необходимый душевный мир. Но еще лучше вовсе не обижаться. Это способность поистине духовного человека. Но и этому можно научиться. Достаточно не мыслить о себе высоко, принимать все происходящее как должное, видеть в окружающих людях своих близких и отождествлять себя с Церковью. Церковь это совокупность всех верующих людей, объединенных верой, общей целью и любовью. Если ты часть этого общества, вечным главой которого есть Христос, то у тебя уже нет личных интересов, ты не замкнут в своем внутреннем мире. Такой человек смотрит на все через призму любви. Но не какой-то там абстрактной чувственной любви, но любви жертвенной, милосердной, тихой и радостной. Учиться которой мы все и призваны. В чем и есть настоящий смысл этой жизни.
Также необходимо уметь просить прощения. Недаром говорят, что сказать «прости меня» тяжелее всего. Первому примириться и не оставлять обиду в сердце не только у себя, но и у того, кого просишь прощения – это важнейшее умение в жизни. Сколько семей сохранило это умение! Сколько человеческих жизней! Сколько принесло добра и радости! Сам Господь заповедует нам всегда прощать. И как мы хотим, чтобы прощали нас и самим просить прощения. В прощении основа единения между людьми, главное оружие против гордости. Только способный искренно попросить прощения и исправиться после этого, способен создавать, а не разрушать. Это умение человека, который заботится о близких не менее чем о себе самом. Церковь учит об этом с самого начала своего основания, следуя словам Самого Христа. Попросить прощения значит переступить через свою гордость и уязвленное самолюбие. Значит признать свои недостатки и нужность тех, у кого мы просим прощения. Это основа духовной жизни. Духовная же жизнь это жизнь с Богом. Когда интересы жизни вечной ставятся выше интересов сиюминутных материальных. Когда общее благо важнее собственного. Просить прощения значит сделать шаг навстречу Богу. Позволить Ему помочь нам разобраться в себе. Ведь истинная картина нашего облика гораздо ужаснее того, что мы о себе думаем. Но если мы даем возможность Христу преобразить нашу душу, смирив себя, не приписывая себе заслуг, то Христос преобразит и нашу жизнь, давая нам шанс будущей блаженной жизни с Самим Собой, как верными Его детьми.
Как уже было сказано выше, Прощёное воскресенье это так же день воспоминания изгнания Адамова из Рая. Адам, совершив грех, после раскаялся и всю последующую жизнь провел в покаянии и призывании Бога, то есть в молитве. Он ощутил на собственном опыте, что значит богооставленность. Он больше не обвинял никого в своем положении, но смирился и жил в ожидании Спасителя, обещанного Богом. Для нас это пример покаяния и богоугодной жизни. Он понес страшное наказание за грех, когда после блаженной райской жизни очутился в мире, где он из хозяина превратился в слугу, где он из сына Божьего по благодати превратился в раба материального мира, подверженного болезням и страданиям. И самой смерти. Хотя известно, что по Божественному замыслу человек бессмертен, и призван разделить радость бытия с Самим Господом Богом, как венец творения. И если согрешивший и падший Адам для нас пример покаяния, то есть пример из Священного Писания противоположный этому. Это первенец Адама Каин, убивший собственного брата. В отличии от своего отца он не раскаялся, но просил Бога скрыться от Его взора и даже защиты от справедливого человеческого возмездия. Как известно Господь послушал Каина и сделал ему некое знамение для защиты от людей. Какое жестокосердие и безумие! И как велика милость Божия, что Он не отверг и убийцу, но призвал его к покаянию и даже исполнил его просьбу. Какой яркий и выразительный пример своенравного и жестокого человека, которому жизнь с Богом мучительна. Вместо этого он создает свой собственный мир. Строит города, его потомки изобретают ремесла, появляется цивилизация, где люди приспосабливаются к жизни в ставшем жестоком и недоброжелательном мире. Добровольно отказавшись от Бога. Но и у них была религия. Но какая? Та самая, которую изобрел Каин, общаясь с Самим Богом. Религия сделки. Ты мне, я тебе. Так и появляется язычество со своими ужасными обрядами и где божественная любовь оказывается никому не нужна. Нужно лишь то, что удовлетворит наши сиюминутные потребности. Люди вокруг становятся врагами, а так называемая культура призвана хоть как-то заполнить пустоту души. Но не того хочет Бог. Не такой жизни Он желает человеку. Нам кажется, что Он жесток ломая нами придуманные устои. Господь вмешивается в нашу жизнь самым бесцеремонным образом. Не дает нам жить спокойно и деградировать до конца. Нет. Бог спасает Свое творение, как истинный Виноградарь, то срезая погибшие ветви, то удобряя, то пересаживая заново. Все ради плода, который должно принести человечество. Этот плод есть любовь. Мы неразумные и черствые не можем понять Божьего Промысла о нас. Но Он знает, как нас спасти и вразумить. Даже таких преступников, как Каин. Невозможное человеку возможно Богу. Если мы призваны прощать всегда, то тем более Господь нас прощает неустанно. Сила Его любви и милости бесконечна. Чтобы мы ее ощутили и увидели воочию, и был дан нам Христос. Он спас нас от духовной смерти, дал нам возможность вновь быть сынами Божиими. Возможность наследовать вечную блаженную жизнь в любви с Самим Собой. Он показал нам истинную любовь и дал истинное знание. И показал путь вечной жизни и рассказал как идти по нему. Теперь не может быть равнодушных. Христос сказал : «Если вы не прощаете людям прегрешений их, то и Господь не простит вам прегрешений ваших. Если прощаете вы, то и вам прощено будет». Все просто. Какою мерою мерим, такой и нам отмерено будет. Хотим быть с Богом необходимо научиться прощать и просить прощения. Бог не обещает легкого пути, ведь и Сам пришел на землю послужить людям и принести Себя в жертву. Но велика награда тем, кто следует за Христом. Отбросив страх, в покаянии воззовем ко Христу: «Боже, милостив будь ко мне грешному!». Это значит, что и мы должны быть милостивыми к другим. В молитве Господней Христос так и учит нас: «и оставь нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим». То есть мы просим простить Бога наши грехи, потому что мы сами прощаем других. Кто не хочет прощать, тот пусть не надеется на Бога. Ибо Бог принимает только тех, которые сами хотят быть подобными Ему. Аминь.