В первую неделю Великого поста, в воскресенье, Церковь празднует Торжество Православия. Это не просто памятная дата. Это не просто очередной церковный праздник. Это не просто особый чин на богослужении. Это утверждение нашей православной христианской веры. Защита чистоты и прочности этой веры.
Чтобы понимать, что именно мы чествуем необходимо знать Символ веры. И не просто знать, а разбираться в догматических положениях этого фундамента нашей веры. Нельзя верить просто так, не основываясь ни на чем. Наша вера не должна быть слепа. Апостол Петр писал, что каждый верующий должен уметь дать отсчет в своем уповании у вопрошающих у него. Именно для памяти защиты чистоты веры от различных заблуждений и ересей и установлен день памяти Торжества Православия.
Установление этой даты произошло в 843 году в Византийской империи по указу императрицы Феодоры, впоследствии прославленной в лике святых Церковью. Тогда благочестивая государыня утвердила иконопочитание, а иконоборцы были осуждены. Вместе с тем утверждался вновь Символ христианской веры и незыблемость постановлений семи Вселенских соборов. В то время христианская Церковь была едина, хотя уже тогда была очевидна разность восточной и западной традиций. И вот уже более тысячи лет мы празднуем событие утверждения незыблемости канонов нашей веры. На богослужении в этот день установлен особый чин анафематствования, то есть отлучения от Церкви еретиков и раскольников.
По слову Христа кто не с нами, тот против нас, и кто с нами не собирает, тот расточает. Церковь уже собрала все необходимое для нашего спасения. Противники этого были, есть и будут всегда. Что вполне понятно. Ведь Церковь имеет главой Христа, который не присущ духу мира сего. Церковь имеет свои законы и свое управление. И, естественно, большое влияние на души и умы людей всего мира. Церковь пытается быть независимой и выполнять свою главную роль – вести людей в Царство Божие. Кому из почитателей этого мира это может понравиться? Церковь слишком большой раздражитель, чтобы ее просто не замечать. Борьба с ней, поэтому всегда была и будет. Но это люди внешние. Люди другого духа и с другими целями в жизни. Они, как и римские воины, распявшие Христа, не понимают что творят. Мы-то все понимаем. По крайней мере, должны понимать, если воспринимаем свою веру всерьез. И подходим к этому ответственно. Но как быть должно и как оно на самом деле – две огромные разницы. И так везде. Ведь если бы все было, как должно быть, все были бы довольны. Много довольных вы видите вокруг? Тем более в Церкви, задачи которой не присущи этому миру, а результаты ее деятельности в основном неизвестны. Ведь мы не знаем точно, кто будет Богом спасен, а кто нет. Церковь имеет свою организацию и выглядит как организация со своей иерархией. И потому она часть этого мира со всеми его страстями. Церковь земная называется воинствующей, потому как она должна противостоять греху и страстям этого мира и освобождать от этого рабства людей. Также есть Церковь торжествующая, которая находится в мире духовном, что и есть Царство Божие. Обе Церкви связаны между собой неразрывно Самим Христом. Только там, в Царстве Божием, люди уже добровольно избрали жизнь со Христом. Тут же мы этот выбор делаем ежесекундно. И окончательный выбор сделаем только на Страшном Суде. Да, именно мы сделаем. Самостоятельно. Ведь Господь желает спастись каждому человеку. Каждый получает от Него любовь. Но способны ли мы сами ответить Ему любовью?
Церковь торжествует. Чистота веры сохранена, жертвы многих не напрасны и Господь с нами. Мы радуемся, что мы верим, как верили апостолы, святые мученики и святые отцы. Имея ввиду не силу веры, а ее истинность. Нам, как никому другому, доступна истина и виден спасительный путь. И даже доступны верные средства преодолеть этот путь до конца. Все у нас есть. И Бог с нами! Стоит только призвать Его от всего сердца, и Он окажется рядом. Ереси побеждены, еретики отвержены. Верные чада Церкви ликуют и славят Бога за саму возможность быть православными. Церковь непобедима! Вера наша вечна, вера наша славна, вера наша православна! Но так ли на самом деле?
Давно было сказано, что стоит бояться не врага, но друга, способного нанести удар в спину. Что Церкви внешние враги? Они только укрепляют веру у истинно верующих. Помогают им смиряться и возрастать в добродетели. Но главное – всегда надеяться на Бога и никогда на самих себя. Христос становится для них необходимым как воздух. И это главное условие спасения. Недаром прошедшие гонения за веру говорят, что в этих страданиях Бог близко, они чувствуют это всей душой. Отец Иоанн Крестьянкин говорил, что вообще не помнит в заключении ничего плохого. Вот это вера! Вот это истинно Божьи люди! Христос называл таких Своими друзьями. Но мы можем ли назвать себя друзьями Христа? Пусть каждый задаст этот вопрос сам себе. Ведь у нас даже нет радости, чтобы чему-то искренно порадоваться. Все лишь напускное, искусственное. Мы так часто смотрим по сторонам, что забываем посмотреть на самих себя. Мы подобны иудеям, приведшим ко Христу прелюбодейку и обратившимся к Нему с праведным гневом: «Нам заповедано побивать таких камнями. Ты что скажешь?» Что ответить Христу на это людям с сердцем, не знающим любви и милосердия? По факту они правы. Правда за ними. Но какая правда? Человеческая. Правда Божия другого характера. И Христос указывает им на эту правду: «Кто из вас без греха, первым брось на нее камень». Жестокие иудеи не посмели и оставили грешницу в покое. Христос после этого говорит ей: «Никто не осудил тебя? И я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши». Те самые жестокосердные иудеи не посмели наказать по закону явную грешницу при Христе. Они осознали вдруг свою собственную грешность. Мы же все считаем себя не как они. Но чем мы лучше? Мы ведь сами вечно осуждаем других и только и можем, что выражать вечное недовольство происходящим. Все вокруг не так. И тем более в Церкви. Ведь тут должны быть святые люди, которые учили бы нас правильной жизни, помогали бы во всем и решали за нас все наши проблемы. Ведь и правда, все не так как должно быть. И кто в этом виноват? Правильно. Все вокруг. Разве способен кто когда помыслить, что он сам главный враг и предатель? Что и он ни чем не отличается от иудеев в безумстве своем распявших Христа? Что сказал Христос о Своих учениках? « Потому все узнают, что вы мои ученики, когда будет любовь между вами». Перед Своей казнью Христос сказал: « Заповедь новую даю вам – любите друг друга». Вот он истинный закон! Вот она первая заповедь! Вот он тот фундамент веры! Значит ли это, что нам ничего не надо знать о вере? Конечно нет! Ведь любящий все узнает о том, кого он любит. Значит ли это, что мы должны потокать страстям предателей веры и явным грешникам? Конечно нет! Апостол Павел даже учит нас отстраняться от таких. Но мы должны дать им возможность прощения и исправления. И сделать это можно лишь собственным примером и милосердием. Как и учил Христос: « Да видят люди ваши добрые дела и прославили Бога».
Что мы должны приобрести с нашей истинной верой? Любовь. Любовь к Богу и людям. Чтобы мы осознавали свою ответственность за происходящее вокруг и принесли хоть немного света в этот темный мир. Если мы сами станем светом, то тьма этого мира не сможет нас объять. Как бы ни старалась. И не стоит ничего бояться. Страх главное препятствие на пути к любви. Мы же всего боимся. Боимся пострадать, боимся осуждения и насмешек, боимся испытаний и трудностей, боимся болезней и смерти наконец. Нам так хочется мирной, сытой и комфортной жизни. За это многие и отдают свою душу тому, кто является князем этого мира. Если вы забыли кто это, то Христос так называл диавола. Вот чьи законы действуют в мире. Вот, кто учит нас видеть вокруг лишь плохое и только требовать, не давая ничего взамен. Кто показывает нас с лучшей стороны, а всех остальных с худшей. Кто все усложняет, не давая нам видеть святой простоты. Кто усыпляет нашу совесть и расслабляет во всевозможных земных удовольствиях. Только не надо мыслить в стиле: « Не мы такие, жизнь такая». Какое же это чудовищное заблуждение! Жизнь лишь предлагает. Берем мы сами. И выбор есть всегда. Так легко все свалить на обстоятельства, на жестокость жизненных условий. Все этим грешат. Но стоит лишь перетерпеть, перенести мужественно трудности как все приобретает другой оттенок. Все наполняется смыслом, ведь Господь никого не оставляет. И не просто так Он попускает нам страдать. Без страданий нет совершенства. Не зная зла, не поймешь добра. Не будешь ценить жизни, если не увидишь в ней любви, не потрудишься на совесть бескорыстно, сделав что-нибудь полезное. Разве Господь обещал нам мирной и сытой жизни без проблем и печалей? Нет. Но Он сказал: «Не мир, но меч принес я миру». Ведь этот мир весь погряз во грехе, как с этим можно мириться? Как можно растоптав других урвать себе кусок пожирней и, пожирая его в углу, с ненавистью смотреть по сторонам? Так делают лишь те, кто собирается жить лишь в этой жизни. И потому прожить они хотят как можно лучше и сытнее. Но мы чего хотим от жизни? Торжествовать со Христом в любви и радости или в наркотическом дурмане смеяться до одури над богоотступниками?
Кстати, о богоотступниках. Их всегда было немало. Явных, которые осуждаются Церковью и выдумавших свои правила веры и жизни. И скрытых, которые усиленно скрываются или вовсе не подозревают о том, кто они на самом деле. В день Торжества Православия мы вспоминаем явных, которые изобрели ереси против веры и искушали людей. Скрытые богоотступники, которые при этом скрываются это лицемеры. Они делают все на показ, приписывают себе всевозможные заслуги и ждут награды за свои дела. Гордость отторгла их от Бога, но они упорно не желают это видеть. Но большинство даже не подозревают, что они богоотступники. И скажи им об этом им все равно. Это люди равнодушные. Ко всему. Даже к себе самим. И это главная болезнь современного мира. Толерантность, насаждаемая сейчас повсюду, и есть то самое безразличие. Собственно, она так и переводится. То есть мы должны быть равнодушны к явному злу. К разврату и беспределу безумцев. Но и к добру тоже. К любви и милосердию, семейным ценностям. Ко всему, что угодно. Ничто не важно, ничто не имеет ценности. Цинизм правит миром. Но, как сказал Оскар Уайльд: « Кому нужен циник всему знающий цену, но ничего не ценящий». И правда, никому. Никто никому не нужен. Мы все друг другу никто. Никто никому ничем не обязан. Так проще, так легче. Отжил свое, отмучился и конец. Закон один: не трогайте меня, и я никого не трону. Как звери. Но и там живут сообща, создают пары, рожают потомство. У нас нет и этого. Ведь зачем жениться, если потом разведешься? И ни верят, что можно и нужно по-другому. Жизнь для таких мука и бессмысленна. Живут лишь случайными радостями и удовольствиями. Все потому что без Бога. Нет Христа в их сердце, нет Его и в их жизни. Он им не нужен. Не интересен. Смысл жизни таким не важен. Куда приятнее найти не смысл жизни, а сто рублей в кармане. Такие не живут по-настоящему. Им и вечная жизнь не нужна. Тем более с каким-то там идеалистом Христом с Его любовью. Рискну предположить, что они даже испугались бы и убежали, увидев жизнь в Царстве Божием. И не потому, что для них это чужое и неизвестное. И уж, конечно, не потому, что там страшно. Просто для них было бы безумством находиться вместе с чудаками, находящихся в божественной любви. Представьте себе человека из дремучего средневековья, оказавшегося в современном мире. Ему дается безлимитная карта, с помощью которой он может приобрести все, что пожелает. Границ нет и все ему рады. Что с ним будет? Во-первых, он не умеет пользоваться картой. Во-вторых, что это за странный мир и странные люди? Для него окружающий комфорт и новые правила жизни просто тошнотворны. Никогда он не ощутит себя как дома, если привык к совсем другим условиям. Также люди, привыкшие к грубой чувственной жизни. Никогда не понять глухому красоту прекраснейшей музыки.
Церковь ликует и торжествует, потому что ее глава Христос, и Он неотступно пребывает с ней. И каждым, кто в ней. Мы радуемся нашей вере, потому что она есть путь к Богу. Мы радуемся, потому что наша жизнь исполнена смысла. Мы радуемся, ведь ощущаем близость Бога и Его любовь, что покрывает все наши беды и печали. И верим, что в вечности будет несравненно лучше, если будем со Христом. Осталось лишь сделать выбор. Нужен ли нам Христос и Его любовь или нет. Иудеи уже сделали однажды выбор. Свет христовой любви показал их духовное уродство, и они в своей ненависти распяли Самого Бога. После этого они лишились Родины, обезумели и рассеялись по всему миру. И до сих пор их ненавидят во многих местах. Они вынуждены выживать, но все равно не теряют гордости за свой великий народ и его историю. И каждый из них может быть прощен и принят Богом. Как и каждый из нас. Преступник, распятый вместе со Христом, сумел разглядеть в униженном и измученном Человеке Самого Бога, вступился за Него и лишь попросил: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое». И услышал удивительнейший ответ, который не вмещается в нашем сознании: « Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». Нам не понять, как преступник сумел понять, Кто распят рядом с ним. Тем более не понять, за что Господь дарует рай преступнику, явному грешнику и убийце, который и сам признал справедливость собственной казни. Понятно только одно. Этот разбойник, умирая на кресте в мучениях, дерзнул попросить Господа только лишь вспомнить о нем. Он поверил, что только лишь одно воспоминание о нем Христа облегчит его участь. Считал ли он себя достойным рая? Конечно нет. Рай был закрыт для людей до Христова воскресения. Разбойник напротив смирился и признался самому себе в заслуженности наказания. Впрочем, Господь Сам избирает людей и Сам открывает Себя людям. Надо лишь избавиться от гордости и самомнения. Христос говорит нам: « Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Надо лишь услышать этот стук и отворить.