Главным церковным богослужением в православной церкви является Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, оно называется евхаристия. В древности практику совершения таинства евхаристии называли агапами, что в переводе с греческого означает вечеря любви. Древние христиане собирались по домам, преломляли хлеб и благословляли вино по окончании трапезы.
Со временем формы совершения этой практики видоизменяются и переходят в современный вид, который мы видим в православных храмах. Первую литургию совершил сам Христос, преломив хлеб сказал:«Приимите, ядите; сие есть Тело Мое»[1], взяв чашу и воздав благодарение сказал ученикам: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов»[2]. В это время было установлено самое главное богослужение в христианском мире. Христос дал нам возможность приобщиться к вечной, блаженной жизни с ним в горнем Иерусалиме. До Его пришествия на землю такой возможности у человечества просто не было. Все люди по причине первородного греха шли в место темное и отдаленное от Бога.
Приобщение к таинству евхаристии называется причащение, то есть принятие Тела и крови Христа в виде хлеба и вина. Вкушая это святое соединение мы соединяемся со Христом, который своей благодатью освящает нас, попаляет наши грехи и дает нам надежду на спасение в будущей жизни. Причащаться христианам, нужно как можно чаще, практика причащения один раз в год сильно противоречит духу христианства. Святитель Василий Великий по этому поводу пишет: «Некоторые говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто… Какая нелепость! Какое богохульство! Какое неразумие! А для чего раздается за каждой Литургией глас Спасителя, призывающий к Причастию: «Примите, ядите … пийти от нея вси… во оставление грехов».
Христос заповедал нам: «сие творите в Мое воспоминание.» [3] Божественная литургия была совершена один раз Иисусом Христом на Тайной вечери. Когда мы совершаем евхаристию в наше время мы как бы переносимся сквозь время и невидимо присутствуем при совершении этого великого таинства. Литургия стоит вне времени, в этот момент часы останавливаются и есть только одно, это общение с Богом.
[1] Мф.26:26
[2] Мф.26:27-28
[3] 1Кор.11:24